Мы живём во время больших перемен и переосмыслений. В то время, как во многих «цивилизованных» странах не только старательно размывают различия между мужчиной и женщиной, но и навязывают гендерное мышление — в России дискутируют о целесообразности возвращения к раздельному образованию девочек и мальчиков. «Раздельное обучение» — это хорошо или плохо? Давайте обратимся по этому вопросу к истории.
Раздельное обучение в Российской империи
Раздельное обучение по половому признаку вообще было свойственно большинству народностям мира, правда с поправкой, что это относится только к историческому периоду, в среднем до начала прошлого века.
В дореволюционной России ученический процесс обучения мальчиков и девочек сильно разнился. В целом девочек учили с уклоном на рукоделие, хорошие манеры, танцы и знание языков. Мальчикам же давали знания с явным курсом на воинское искусство, профессию, религию, письменность и точные науки. Для мальчиков предметы в гимназической программе были намного разнообразнее и обширнее. Точные науки, специализированные предметы и военное мастерство – все это входило в обязательную программу для учеников. В мужских гимназиях поддерживалась атмосфера соревновательного духа, с юношей больше требовали, а преподаватели строго следили за их дисциплиной. Преподаватели большей частью были мужчины.
В женских гимназиях к ученицам требований было гораздо меньше.
Мариинские гимназии
Вообще, поначалу, хорошее женское образование могла себе позволить только девушка из богатой семьи, принадлежавшей к высшим слоям общества. Было два вида таких женских учреждений — закрытые, по типу Смольного института для дворянок и частные женские пансионы, которые славились углублённым изучением предметов, но они стоили очень дорого.
В учёбе для девочек делался упор на знание: русского и французского языков, хореографию, музыку, правила светского поведения. Девушки в таких институтах учились изолированно от семьи и внешнего мира.
К середине 19 века назрела острая необходимость создания общедоступного женского образования, где могли бы учиться представительницы всех сословий.
Над этим проектом работали талантливые педагоги во главе с профессором Николаем Алексеевичем Вышнеградским. Готовый проект доступного образования «для приходящих девиц» был представлен большому меценату России принцу Петру Ольденбургскому. Эта идея благотворителю понравилась и при его содействии Вышнеградский был назначен начальником новой гимназии.
Учебная программа в гимназии была достаточно качественная. а гимназия содержалась за счёт посильной оплаты, которую вносили родители учениц и за счёт средств Ведомства императрицы.
Знания делились на «обязательные» и «необязательные».
Обязательные: Закон Божий, русский язык, литература, география, естественные науки, основы математики, история, рисование, рукоделие.
Необязательные (платные): по 5 рублей за хореографию и изучению иностранного языка, по 1 рублю за уроки музыки.
В Вышнегородской школе работали лучшие учителя Санкт-Петербурга, а в гимназии царила атмосфера миролюбия и простоты. Девочки не носили форменной одежды, но должны были одеваться в чистую, опрятную одежду. Первыми ученицами гимназии стали дочки чиновников, мещан, священнослужителей, офицеров в возрасте от 9 до 13 лет и всего их было 162 девицы.
Но вскоре число учениц заметно расширилось, а с 1864 года при Мариинской гимназии открылись двухгодичные женские педагогические курсы. На них, впервые в России, в учебную программу были включены такие предметы, как анатомия и физиология, что было очень прогрессивно для того времени. Окончив такие курсы девушка получала диплом «домашней наставницы» и имела право преподавать. На базе этих курсов позже был создан «Женский педагогический институт».
Мариинская гимназия славилась высокой успеваемостью и добросовестностью девочек, по сравнению с закрытыми институтами. Но не всем нравилось такое общедоступное образование. По мнению некоторых граждан такая доступность образования для простого сословия «порождает образованных женщин-пролетариев».
Со временем в Санкт-Петербурге и других крупных городах открываются новые общедоступные женские учебные учреждения. Правда для женщин до конца XIX века высшее образование было не доступно.
Женские гимназии работали вплоть до революции. С этого момента началась эра смешанного обучения.
Сталинский эксперимент
31 мая 1918 года выходит постановление “О введении обязательного совместного обучения”, подписанное комиссаром просвещения Луначарским. Это было сделано по идеологическим соображениям, так как считалось, что раздельное обучение мальчиков и девочек — это пережитки неравноправия полов.
Правда Сталин попытался вернуть раздельную форму обучения. В 1943 году в Москве, Ленинграде и других крупных городах СССР образовательная реформа определила раздельное обучение в некоторых семилетних и средних школах (их было немного, всего 2% от общего количества образовательных школ) . Основными инициаторами раздельного обучения выступили медики, которые посчитали, что в связи с разной скоростью созревания физиологии и психики детей (девочки в среднем на 2-а года опережают в развитии мальчиков), а так же с учётом разных интересов полов мальчиков и девочек необходимо учить раздельно и по-разному.
Есть и мнение о том, что к раздельному обучению Сталина подвигли реалии военного времени. Надо было срочно воспитывать и подготавливать будущих защитников советской страны. И действительно мальчикам делали акцент на физическое развитие, военную подготовку и дисциплину. В «мужских» школах практиковались уроки «Юных разведчиков», проводились курсы молодого бойца, учили боксу и вольной борьбе.
Девочкам в раздельных школах давали основы домоводства, учили оказанию первой медицинской помощи, подготавливали девочек к мысли быть хорошими матерями.
Окончание эксперимента
И всё же, считается, что проект раздельного обучения с треском провалился. Воспитатели мальчиков стали жаловаться на неуправляемость учеников, на их плохую успеваемость. В мужских классах царило сквернословие, мальчики стали массово курить, драться и даже выпивать спиртное.
В апреле 1950 года в «Литературной газете» была опубликована статья профессора Виктора Колбановского, в которой утверждалось о необходимости пересмотра целесообразности раздельного обучения в школах СССР. По этому поводу в стране началась горячая дискуссия. Большинство выступало за возврат совместного обучения. В 1952 году министр просвещения РСФСР Иван Каиров официально выступил и пожаловался на резкое снижение успеваемости и нарушениями дисциплины среди учащихся. И наконец Никита Хрущёв, сменивший Сталина отменил раздельное обучение, обосновав, что раздельное обучение не соответствует задачам коммунистического воспитания молодёжи.
Постановлением Совета Министров СССР от 18 июля 1954 года введено совместное обучение мальчиков и девочек в школах Москвы, Ленинграда и других городов. После указа раздельное обучение осталось только в Суворовских и Нахимовских училищах.