Без сомнения человек это не просто физическое тело наделённое разумом, но ещё и носитель духовного начала. Человечество это знало всегда, и до последних времён сей вывод не поддавался никаким сомнениям.
Однако современные источники массовой информации устойчиво убеждают нас в том, что человек это просто универсальная, программируемая биохимическая машина, в которой человеческий мозг — это тот «хозяин», что дирижирует человеческим сознанием, определяет его эмоции и даже делает выбор за человека.
Этак, по мнению многих современных учёных, мораль такова: «Вот я такой, потому, что мозг у меня такой, и ничегошеньки не могу с собой поделать. Мол мозг, синтезируя дофамин, окситоцин, кортизол и прочие гормоны подводит меня к определённым действиям и поступкам».
Где правда, неужели всё так грустно?
Человек и его душа в святоотеческой литературе
Человек- это неслиянное соединение человеческой души и физического тела (тель). Душа, унаследовавшая образ Божий унаследовала и бессмертие. Душа — это бессмертная ипостась человека, а вот тело человека, в последствии грехопадения человечества приобрело смертность, поэтому при смерти человека душа покидает тело.
Двусоставность человека
О двусоставности человека написано и в христианстве и в исламе.
«Посему прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божии» (1Кор. 6:20); «Итак, возлюбленные, имея такие обетования, очистим себя от всякой скверны плоти и духа, совершая святыню в страхе Божием».
По Священному писанию Бог создал тело человека из праха земного и вдохнул душу в него. В Библии напрямую говорится о том, что человек состоит из тела и души.
Получается, что кроме физического тела, включая и мозг, есть ещё и вторая ипостась человека, более тонкая, неосязаемая, но как минимум не менее важная.
Душа главенствует над телом
В Православии однозначно признано, что душа — начальствующая часть человека. Тело смертно, душа благодаря благодати Божьей бессмертна. Душа может быть в теле, оживляя его, но может жить самостоятельно и вне тела человека, что и происходит по умирании тела.
Прп. Иоанн Дамаскин описывает душу так: «Сущность живая, простая и бестелесная, по своей природе невидимая для телесных глаз, бессмертная, одаренная и разумом, и умом, не имеющая формы, пользующаяся снабженным органами телом и доставляющая ему жизнь, и приращение, и чувствование, и производительную силу, имеющая ум, не иной по сравнению с нею самой, но чистейшую часть ее, ибо как глаз в теле, так ум в душе».
Григорий Палама вообще называл душу «возницей» (ἡνίοχος), а Максим Исповедник писал о душе: «сущность бестелесная, мыслящая, обитающая в теле, причина жизни».
Подобных описаний о душе и теле у святых отцов очень много.
Человек и его душа в представлении наших предков
Чем я больше узнаю про жизнь, быт, поверия и «философию» наших предков, тем больше я удивляюсь их мудрости и продуманности в каждой сфере жизни. И пускай наши пращуры ракеты в космос не запускали, но многие открытия сегодняшнего дня на деле оказываются давно забытыми выводами предыдущих поколений. Конечно, информации и технологических знаний у человечества с каждым годом всё больше и больше, но вот житейской мудрости и духовности, на мой погляд, всё меньше и меньше.
Про состав человека деды говорили так: «Человек — многосоставной, и он похож на матрёшку в матрёшке».
То-есть, за одним, более грубым по плотности телом, стоит другое, более тонкое тело, а за ним ещё более тонкое. Таких тел у человека несколько, и каждое такое менее плотное тело управляет более грубым, плотным телом.
То есть «тонкое правит грубым».
А так, как разница между самым тонким и самым грубым составами в плотности очень велика, то и существует множество тел-посредников с разной плотностью — всё устроено как в матрёшке.
Вывод
И Православие, и святые, и наши предки сходятся в одном: «Ни мозг, ни тело с его инстинктами правит человеком, но душа в человеке полновластная «царица» над ними. Духовное выше физического.
Другое дело, что человек может себя отождествлять только с физическим телом, и такое мировоззрения кому-то сильно «на руку», раз он упорно в этом нас убеждает, но это уже другая тема.
Вот почему я начинаю свои поиски по этой теме в народных преданиях и в святоотеческой литературе.