Александр I и старец Фёдор Кузьмич – это один человек?

Александр и Фёдор

Многим читателям известна легенда об Александре I и Фёдоре Кузьмиче — согласно ней это один и тот же человек. По этой легенде, Александр I, дабы избежать участие в подавлении восстания декабристов, и устав от своего правления, инсценировал смерть и уехал в Сибирь. Там, приняв новое имя «Фёдор Кузьмич», он сменил образ на пожилого старца и стал вести праведную жизнь. Легенда эта возникла давно, ещё  в середине XIX века, при жизни старца. Так ли это на самом деле? Давайте разбираться.

Фёдор Кузьмич

  • Фёдор Кузьмич (Козьмич) Томский ,
  • Год рождения 1776, возможно 1777
  • Умер 20 января (1 февраля) 1864, г Томск
  • Старец, живший в Сибири в XIX веке, канонизирован Русской Православной церковью в лике праведных в составе Собора сибирских святых — 1986 год.

Первое упоминание о Фёдоре Кузьмиче датируется 4 сентября 1836 года.

Проезжая Пермскую губернию он останавливается для того, чтобы подковать свою лошадь, однако там его арестовывают в подозрении на бродяжничество. Задержанный назвался шестидесятилетним Фёдором Кузьмичом Томским, паспорта при нем не было, а своё происхождение он объяснить не смог. Старца приговорили к двадцати плетям и ссылке в Сибирь. Фёдор Кузьмич с приговором согласился  и попросил вместо себя расписаться  мещанину Григорию Шпынёву, сославшись на свою неграмотность (однако в дальнейшем это окажется неправдой). 13 октября 1836 года  Фёдор Кузьмич был направлен по этапу в Мариинский уезд Боготольской волости Томской губернии. Там, расположив к себе заключённых и конвоиров он удостаивается поблажек, к примеру, его единственного из всех осуждённых не заковывают в кандалы. Позднее старца приписали к деревне Зерцалы, но на самом деле он пять лет прожил при Краснореченском винокуренном заводе. Из-за возраста старика к принудительным работам не привлекали.

Благодаря ссылке сохранилось описание внешности Фёдора Кузьмича:

Рост 2 аршина и 6 с 3/4 вершков, глаза серые, волосы на голове и в бороде светло-русые с проседью, кругловатый подбородок, на спине — следы от побоев кнутом.

Период странствий

Обретя свободу Фёдор Кузьмич стал странствовать по деревням Мариинского уезда, обучая местных детей грамоте. Денег за учёбу старец осознанно не брал, уча детей только за оплату едой. В этот период зарождается слух о царственном происхождении старца.

Крестьяне долго присматривались к старцу, а потом приметили скромность и праведный образ жизни, который он вёл. Вскоре местные жители  стали обращаться к Фёдору Кузьмичу за житейскими советами. Слух о мудрости  благочестивого дедушки быстро разлетелся по всей округе, и вскоре к старцу стали приезжать за советом из других концов государства. Среди них были и знаменитые люди.  Самым известным гостем посетивших старца был писатель Лев Толстой.

Удивительна и встреча Фёдора Кузьмича и с иркутским епископом Афанасием.

Удивительна она тем, что собеседники общались друг с другом только на французском языке.

Есть сведения и о том, что Фёдор Кузьмич вёл активные переписки с высокопоставленными людьми империи.

Благочестие и смерть Фёдора Кузьмича

Фёдор Кузьмич много времени проводил в молитвах, спал на голых досках, был неприхотлив в еде и одежде, а по словам очевидцев, по молитвам этого святого происходили чудеса.

Умер Фёдор Кузьмич 20 января 1864 года, согласно метрической записи ему тогда было 80 лет.

Похоронен старец в ограде Богородице-Алексеевского мужского монастыря, на могиле был установлен крест с надписью: «Здесь погребено тело Великого Благословенного старца Феодора Козьмича, скончавшегося 20 января 1864 года».

Могила Фёдору

Загадочная смерть Александра I, доводы «за» и «против» правдивости легенды

Факты за правдивость легенды

Скоропостижная смерть Александра I сразу породила массу слухов и множество вопросов.

Отчего 48-летний император всегда отличавшийся отменным здоровьем, узнав о готовящемся в Петербурге восстании, внезапно объявляет о своей болезни, скоро уезжает на лечение в Таганрог и тут же умирает от неопознанной болезни? Странные стечения обстоятельств и событий за очень короткий срок — малоправдоподобно.

Находившаяся в поездке прислуга и близкие люди утверждают, что мёртвого императора просто не узнать — сильно измелилась форма лица и цвет кожи. В стране поползли первые слухи об инсценировании смерти императором. По одной из версий  император пошёл на хитрость и оставил свой пост из-за угрызения совести (якобы, как соучастника убийства своего отца императора Павла). По этим слухам в гробу вместо тела императора, находилось тело фельдъегеря Маскова. Вскоре к слухам об инсценировке смерти добавился слух и о том, что Александр I и Фёдор Кузьмич — это один и тот же человек.

Странен и факт отсутствия на панихиде и траурных церемониях императрицы Елизаветы Алексеевны и ближайшего сподвижника императора П. М. Волконского.

О возможной тождественности Александра I и Фёдора Кузьмича является факт посещения могилы старца Алексеем Александровичем (1873 год) и молодым Николаем II (1892 год).

По недостоверным сведениям в 1921 году было вскрытие гробницы Александра первого и она была пуста. В то же время  в русской эмигрантской прессе появляется рассказ И. И. Балинского об истории вскрытия в 1864 году гробницы Александра I, которая оказалась пустой. По рассказу Александр II повелел  положить в гробницу тело длиннобородого старца.

Фёдор Кузьмич, по словам очевидцев, нередко вспоминал подробности событий из Отечественной войны 1918 года, перечисляя личные истории приближенных ко дворцу: Кутузова, Суворова, Аракчеева.

Не смотря на свой солидный возраст, старец был «не под стать простому человеку высок и крепок», а его лицо якобы могло свидетельствовать об аристократическом происхождении.

Среди  прочих праздников Фёдор Кузьмич особо выделял день памяти святого Александра Невского, небесного покровителя императора Александра.

Аргументы за лживость легенды

По указанию биографа Александра I проводится официальный анализ почерков императора и Фёдора Кузьмича — они разные. Правда ещё существует категорическое заключение юриста А. Ф. Кони о том, что «письма императора и записки странника писаны рукой одного и того же человека». К тому же Светлана Семёнова, президент русского графологического общества, в 2015 году на форуме в г. Томске провозгласила: «Графология с высокой вероятностью позволяет утверждать, что это один и тот же человек. Малозаметные символы с возрастом не изменились. К примеру, буква „ж“ имеет петлю, которая заменяет пропущенные рядом с ней буквы „о“ и „е“». Вопрос остаётся спорным.

Фёдор Кузьмич в разговорной речи зачастую употреблял малороссийские и южнорусские слова, к примеру такое слово, как «панок»  — это явно не вяжется с лексикой императора.

Трудно поверить и в добровольный отказ от власти, зная властолюбие, упорство и хитрость императора Александра I.

Есть легенда, по которой Фёдором Кузьмичом был не Александр I, а Фёдор Александрович Уваров, по прозванию «Чёрный». Если это правда, то всё отлично вяжется  с фактами: знанием старцем грамоты, французского языка и исторических фактах Отечественной войны 1918 года.

По мнению Толстого (он склонялся к тому, что Александр I и Феодор — это разные люди, ещё раз напоминаю, что он лично посещал старца): «…пускай исторически доказана невозможность соединения личности Александра и Кузьмича, легенда остаётся во всей своей красоте и истинности».

Выводы

И всё-таки, Александр I и старец Фёдор Кузьмич — это один и тот же человек?

Вопрос до сих пор остаётся открытым. Пунктов за правдивость легенды больше, и жирную точку в этом вопросе могла бы поставить генетическая экспертиза.

Мощи Фёдора Кузьмича были утрачены в 30-х годах прошлого века, но вновь обретены в 1995 году. Сейчас мощи старца находятся Богородице-Алексеевском монастыре. Однако вскрытие гробницы с Александром I не разрешают даже учёным.  Учёные даже обратились с данным вопросом к патриарху Кириллу, но патриарх уклонился от ответа.

Источник: sochastie.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *